24 июня прошло заседание экспертно-консультационного совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по здравоохранению (ЭКС МАСС), где состоялось обсуждение хода реализации федерального проекта «Бережливая поликлиника».
«Бережливая поликлиника» - это совместный проект Минздрава России и госкорпорации «Росатом», цель которого оптимизировать работу поликлиник, снизить время пребывания в учреждении за счет разделения потоков пациентов, упрощения записи на прием к врачу.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв в своем выступлении отметил необходимость дальнейшего развития пациент-ориентированной системы здравоохранения. Такая модель здравоохранения основана на понимании потребности пациента, прогнозировании изменений, информировании пациента и повышения его приверженности к лечению, улучшении маршрутизации пациента.
Также Юрий Жулёв в своем выступлении дал оценку проблем в системе первичной медико-санитарной помощи, с которыми сталкиваются пациенты. Согласно анализу ВСП, каждый второй опрошенный пациент не удовлетворен медицинской помощью по ОМС, полученной в 2021 году, удовлетворены – только 10% опрошенных.
Большинство пациентов и представителей пациентских НКО критично оценивают изменения в сфере оказания медицинской помощи в нашей стране за последний год. Убеждены в ухудшении ситуации в здравоохранении 68,6%, указали на отсутствие каких-либо изменений – 20,5%, оценили перемены положительно – 8,7%.
66% пациентов считают самой проблемной сферой в 2020 и 2021 г. низкое качество работы поликлиник. Среди основных проблем, с которыми граждане наиболее часто сталкиваются при обращении в поликлиники – отказ в выдаче направления на инструментальные исследования (УЗИ, рентген и т.п.) при наличии устных рекомендаций врача, долгое ожидание приёма узкого специалиста после записи, долгое ожидание лабораторных исследований после их назначения, отказ в выдаче направления в специализированную федеральную клинику для лечения заболевания при наличии устных рекомендаций врача.
Ограничения, связанные с пандемией, серьезно стимулировали пользование интернетом и электронными сервисами для получения медицинских услуг. По данным ВСП, 62% опрошенных пациентов сегодня пользуются интернетом для покупки медицинских изделий и лекарств. При этом онлайн-запись к врачам пока единственная получившая широкое распространение дистанционная услуга, которой пользовались год назад и пользуются сейчас порядка 60% пациентов. В 2021 году также набирали обороты такие онлайн-возможности получения медицинской помощи, как доступ к личной медицинской карте (15% опрошенных) и дистанционное направление обращения в органы власти (13,8% опрошенных).
Реализация региональных программ по развитию оказания первичной медико-санитарной помощи ведется с 2019 года. На заседании был представлен и проанализирован опыт работы Новосибирской области, Кузбасса, Красноярского края.
По итогам заседания ЭКС МАСС по здравоохранению был принят протокол, включающий ряд рекомендаций органам исполнительной власти регионов-участников Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Документ будет направлен в Минздрав России и профильные федеральные медицинские органы.
Информационная служба Всероссийского союза пациентов
www.vspru.ru