«Чтобы грамотно защищать свои права, пациенту их надо знать» - под таким девизом прошла 25 апреля 2022 встреча членов Архангельской местной организации ВОС с экспертом программы правовой грамотности Всероссийского Союза пациентов проекта «Организация пациентов: защита, сопровождение, развитие», волонтёром проекта ВСП, направленного на развитие общественного контроля и конструктивных способов защиты прав и законных интересов пациентов в их взаимодействии с медицинскими учреждениями и профильными органами власти региона «Пациенториентированное здравоохранение для жителей Крайнего Севера и Арктической зоны РФ», помощником председателя РОО Союз ООИ АО, экспертом по вопросам создания и обеспечения безбарьерной среды для МГН Системы добровольной сертификации ВОИ Татьяной Макаровой.
Необходимость обсуждения вопросов защиты прав пациентов на обеспечение льготными лекарственными препаратами с членами местной организации, имеющими инвалидность по зрению, назрела давно, а актуализировалась после анкетирования в октябре прошлого года.
Руководитель АМО ВОС Светлана Буркова в интервью эксперту обозначила несколько острых и долгое время нерешаемых проблем в этой области, которые являются частой причиной отказа граждан с инвалидностью по зрению от социального пакета.
С присутствовавшими сразу разобрали вопрос – что же это такое – бесплатное лечение и когда предоставление лекарственных препаратов пациентам осуществляется за счет ОМС, а когда – за счёт бюджетных и иных средств.
Выяснилось, что почти все знают, кому положены льготные лекарства, т.к. слушатели школы относятся к категории «федеральных льготников», но о «региональных льготах» слышали не все.
Некоторые слушатели поделились своими историями, например, очень распространенными оказались случаи, когда врачи отказывались выдавать льготные рецепты, и пациенты были вынуждены, либо безуспешно требовать положенные препараты и прерывать лечение, либо приобретать лекарства за свои средства – это, как раз, одна из причин отказа от социального пакета.
А ответом на вопрос пациентки о нежелательной реакции на лекарственный препарат, как и куда нужно об этом сообщить – стала информация о предпочтительном формате направления «Извещения о побочном действии, нежелательной реакции или отсутствии ожидаемого терапевтического эффекта лекарственного средства», которое доступно для загрузки с интернет-сайта Росздравнадзора. Следует отметить, что данная форма рассчитана на ее заполнение лицом, имеющим медицинское образование. Пациенты, самостоятельно выявившие нежелательные реакции или отсутствие ожидаемого эффекта препарата, вправе потребовать у лечащего врача заполнения данного извещения, и направления его в Росздравнадзор, либо отправить заполненное извещение самостоятельно.
Выяснили, при этом, что письменное взаимодействие с инстанциями (обращение к заместителю главного врача медицинского учреждения по лекарственному обеспечению и/или руководству аптечной организации) только в редких случаях не даёт своего результата.
Кроме того, в рамках Школы были рассмотрены все варианты и возможности защиты своих прав пациентов – от обращения в свою страховую и в пациентскую организацию по нозологии, до прокуратуры и суда.
Также слушателям напомнили о существовании интерактивного «Навигатор пациента», на сайте которого можно быстро узнать ответ на вопрос: «Нарушено право на получение медицинской помощи или нет?» и воспользоваться готовыми образцами и шаблонами обращений. Если же вопрос требует индивидуального решения или нужны дополнительные разъяснения - Горячая линия по защите прав пациентов работает для граждан из всех регионов РФ, консультации бесплатные.