Во Всероссийском союзе пациентов поделились опасениями по поводу текущей редакции законопроекта о допуске к госзакупкам преимущественно отечественных лекарственных препаратов. «Московская газета» связалась с российскими фармпроизводителями, чтобы узнать их мнение по этому поводу. Результаты оказались неоднозначными
Нужно ли уходить от импорта в госзакупках лекарств?
«Правило «второй лишний» должно продолжать стратегию импортозамещения в госзакупках, но в текущей редакции проект постановления ведет к искусственной монополизации рынка тех молекул, для которых уже осуществляется синтез отечественных субстанций, а также полной зависимости всех заказчиков от одного производителя, — рассказал «Московской газете» сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев. — Опыт других стран показывает, что у монополиста неизбежно падает мотивация к развитию, в этом сегменте не появляются инновации, страдает и качество уже существующих препаратов. Под удар попадают пациенты с индивидуальной непереносимостью препаратов — они лишаются возможности выбора терапии из-за ухода с рынка альтернативных лекарств. А этот уход неминуемо произойдет, поскольку систематическое исключение препаратов из торгов и невозможность планировать поставки вынудит фармкомпании прекратить производство. На наш взгляд, правило как минимум не должно распространяться на препараты из перечня ЖНВЛП».
Мнения российских фармпроизводителей по поводу законопроекта разделились.
«Мы знаем про проект Минфина, который предлагает ввести правило «второй лишний» в отношении госзакупок для всех российских препаратов, не разбивая их на списки стратегически значимых, жизненно важных и т.д., и мы считаем это оправданным, — сказал «Московской газете» отечественный производитель лекарств, президент АО «Активный компонент» Александр Семёнов. — Может быть, из этого перечня стоит исключить только устаревшие препараты или препараты, для изготовления которых нужно производить огромное количество фармсубстанций, например, от 50 тонн, а все остальные препараты, на наш взгляд, нужно включить в данный перечень. Это будет огромным стимулом для развития российского фармпроизводства и инноваций. Да, российские производители смогут произвести все позиции полного цикла».
На данный момент в инициативе Минфина есть некоторые риски, связанные с её внедрением «в лоб», рассказал изданию генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев.
«Это может привести к поддержке неконкурентоспособного продукта и фактически превращения его производителя в монополиста, — считает Виктор Дмитриев. — Допустим, российский производитель может не справиться с объёмами, у него может что-то случиться на производстве, может подвести поставщик: закрыли границу из-за вируса, случилась техногенная или нетехногенная катастрофа, и т.д., и до производителя могут не дойти какие-то компоненты. Это может привести к дефициту препарата, которому даны преференции на участие в госзакупках.
Есть и другой фактор, который может к этому привести. Дело в том, что, если бы российский препарат был изначально конкурентоспособен по цене, ему не понадобилось бы давать преференции. То есть, его цена в ряде случаев выше, чем у импортных аналогов. Сегодня мы покупаем фармсырьё по цене 100 руб. за кг, завтра будем по 140, и это потянет за собой себестоимость и конечную цену, а конечная цена потянет рост бюджета на закупки. На кармане пациента это не скажется, но фармпроизводители должны будут платить больше налогов, и эта ситуация будет влиять на бюджет закупок. Либо, если бюджет останется старым, фармпроизводители должны будут сократить количество пациентов, которые должны получить препарат, то есть — сократить объёмы реализации препарата.
В-третьих, на рынке есть препараты с патентной защитой, и пока патент не «упал», мы их производить не можем, а если технологичный препарат ушёл с рынка понадобится полгода-год, чтобы начать его масштабное производство. Также должна быть чёткая система прослеживания производства продукта, которая сейчас только «обкатывается». Закон предполагает, что любая работа с субстанцией, которая приходит из-за рубежа, будь то её сушка, грануляция, кристаллизация, воспринимается как производство субстанции. Привезли китайскую субстанцию, подсушили, и она стала нашей, а мы стали практически монополистами. С другой стороны, мы начинаем воспринимать отечественные препараты как импортные, если они не сделаны по полному циклу, и начинаем тормозить развитие собственной фармацевтики. Чтобы развить отрасль мы должны поддерживать и второго, и третьего производителя, чтобы была конкурентная борьба».
Мнение онколога
Некоторые российские фирмы, которые являются, по сути, монополистами на рынке отечественных онкопрепаратов, не вполне способны произвести нужный объём препаратов на всю страну, рассказала «Московской газете» онколог-химиотерапевт Татьяна Бобровицкая.
«Если возникнет такая ситуация, что у нас останутся только препараты, произведённые на территории России, то, по крайней мере, первое время препаратов будет очень сильно не хватать. Даже в больших центрах, в Москве, в Санкт-Петербурге, — говорит специалист. — Что касается более хайтековых вещей, например, той же иммунотерапии, насколько мне известно, большая часть иммунотерапии производится за рубежом. Мощности производства иммунотерапии в России ограничены. В гематологии и онкогематологии технологии пока доступны только западным предприятиям.
Надо отметить, что импорт бывает разным. Есть препараты, которые делают в Швейцарии, Германии, Израиле, США. Есть препараты, которые делают в Румынии, Индии, Беларуси, странах Восточной Европы, и нельзя сказать, что они сильно хуже. Понятно, что, как правило, препараты, сделанные в США, в Германии, в Австрии, дороже, иногда даже на порядок, поэтому их меньше закупают или не закупают вообще, а на рынке также присутствуют более дешёвые препараты-дженерики из Индии и т.д. Я считаю, что в отсутствии, условно говоря, швейцарских препаратов эти лекарства тоже необходимо использовать».
«Второй лишний» наведёт порядок в закупках лекарств, считает аналитик
В настоящее время в России уже действует набор преференций, которые предоставляют преимущества продукции, произведённой на территории России, рассказал «Московской газете» директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов:
«Но тот механизм, который реализован в настоящее время, работает несовершенно. С одной стороны, он уравнивает в правах компании, которые только упаковывают иностранные препараты в России с препаратами, которые производятся по полному циклу, что в корне неправильно. С другой, он зачастую приводит к перерасходу бюджетных средств, поскольку существующий порядок позволяет заключить контракт по большему ценнику с российской компанией».
Эти проблемы в теории должен устранить новый порядок о «втором лишнем», который должен сделать процесс закупок более прозрачным и без перерасхода средств, считает Николай Беспалов.
«Если он заработает в предлагаемом формате, уровень конкуренции на рынке госзакупок действительно повысится, при этом реальные производители получат ощутимые преимущества перед теми, кто имитирует процесс производства, — говорит директор по развитию RNC Pharma. — При этом механизм сформулирован так, что никакого риска для препаратов, которые не имеют отечественных альтернатив, он не несёт — если не будет российских аналогов, будут закупаться иностранные продукты. Другое дело, что отдельные зарубежные компании будут поставлены в условия, когда необходимо принимать решение: осуществлять полноценную локализацию или сворачивать эту активность. Но, думаю, наша экономика и система здравоохранения заинтересована именно в полноценных производителях, а не имитаторах этого процесса».
В России очень большое количество компаний, которые производят препараты на самом совершенном техническом уровне, более того, в массе своей это гораздо более современные предприятия, нежели те, что находятся на территории той же Европы, отметил Беспалов.
«Если возникают вопросы к уровню качества тех или иных производителей, то это вопрос не происхождения компании, а системы здравоохранения: если она допускает на рынок некачественную продукцию, значит регулятор работает неэффективно, и требуется реформирование этой системы.
Что касается производства полного цикла, то наибольшие успехи российская промышленность имеет в отношении препаратов биотехнологической природы, в частности, мы производим полностью самостоятельно: инсулины, препараты моноклональных антител (в основном для лечения онкологических и аутоиммунных заболеваний), отдельные вакцины и т.д. Что касается производителей препаратов из сырья химического происхождения, тут ещё очень многое предстоит сделать, уровень зависимости от иностранных поставщиков очень существенный», — рассказал собеседник издания.
Импорт и локализованное производство в цифрах
В 2023 году импорт в российских закупках лекарственных препаратов составлял в упаковках 31,3%, отечественное производство — 68,7%. В рублях соотношение иное: 54,8% импорта — и 45,2% локализованных препаратов.
За 7 месяцев 2024 цифры почти не изменились: в упаковках — 31,2% импорта и 68,8% отечественного, в рублях — 55,2% импорта и 44,8% отечественного.
В 2024 году больше всего импорта в упаковках — в розничных продажах (аптеки): 33,4%. На втором месте -— региональная льгота: 16,4% импорта в упаковках. В рублях импорта больше всего в региональной льготе (65,4%) и федеральной льготе (61,4%).
Отечественных препаратов в закупках 2024 года больше всего в упаковках в госбольницах (87%) и в федеральной льготе (84,4%). А вот в рублях отечественных лекарств больше всего в аптеках (48,3%) и госбольницах (39,6%).
Источник: Московская газета