28.04.2024 Когда врачебная тайна может стать явью

О чем обязаны сообщать врачи после обращения к ним за консультацией или помощью

Медицинские организации должны раскрывать МВД врачебную тайну о страдающих хроническими и затяжными психическими расстройствами, находящихся под диспансерным наблюдением, если те склонны к общественно опасным действиям. Законопроект с таким предложением опубликован в электронной базе Государственной Думы. Насколько свята врачебная тайна, разбиралась «Парламентская газета».

Неприкосновенны и диагноз, и его отсутствие

Неукоснительное соблюдение требований о неразглашении сведений, составляющих врачебную тайну, закреплено в части 1 статьи 23 Конституции. Там сказано, что «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».

Врачебную тайну составляют «сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении». Под эту же норму попадают и вызов скорой или участкового на дом. Даже простой звонок в скорую или поликлинику с сообщением о состоянии может расцениваться как факт обращения за медицинской помощью. Неприкосновенными считаются и данные о состоянии здоровья человека при отсутствии у него каких-либо заболеваний.

Секретными являются как медицинские сведения, так и другая информация, полученная при оказании медицинской помощи. Например, полученная от пациента о его личной жизни, взаимоотношениях с родственниками и так далее.

Для спасения жизни и уточнения данных

Рассказывать другим о состоянии здоровья пациента врачи могут только с письменного согласия больного или его законного представителя. Но есть и исключения.

Медучреждения могут без уведомления поделиться данными, если необходимо проведение обследования и лечения человека, не способного выразить свою волю из-за своего состояния. Например, находящегося в коме или без сознания. Не отказывают в информации о состоянии здоровья ребенка его родителям или опекунам.

Врачи также не обязаны хранить молчание при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений.

Сообщать о состоянии здоровья третьим — официальным — лицам доктора имеют право:

  • при поступлении пациента, пострадавшего в результате противоправных действий,
  • при расследовании профессионального заболевания или несчастного случая, если он произошел с человеком на производстве, во время обучения или занятий спортом,
  • для оказания помощи в других медорганизациях, для учета и контроля обязательного социального страхования и безопасности медицинской деятельности.

Для правосудия и безопасности

В остальных случаях врачи могут дать справку о состоянии чужого здоровья или предоставить доступ к медицинским документам только представителям правоохранительных органов и только по запросу. Так, узнать о пациенте могут:

  • при проведении расследования или судебного разбирательства,
  • контролируя исполнение решения суда о лечении больного наркоманией,
  • контролируя поведение условно осужденного, освобожденного условно-досрочно и лица, отбывание наказания которому было отсрочено,
  • осуществляя прокурорский надзор.

Возможно, вскоре этот список дополнится доступом полицейских к медицинской информации о лицах, состоящих на диспансерном учете, имеющих склонность к совершению общественно опасных действий. Правоохранителей могут обязать наблюдать за ними для предупреждения совершения преступлений и административных правонарушений.

«Тема весьма болезненная и сложная, — сказал «Парламентской газете» сопредседатель Всероссийского союза пациентов, руководитель Совета общественных организаций по защите прав пациентов в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения Ян Власов. — С одной стороны, сегодня существует много послаблений для пациентов с психиатрическими диагнозами, которые, находясь в стадии компенсации, живут достаточно свободно, но при этом окружающие регулярно сталкиваются с общественно опасными проявлениями этих расстройств, например, агрессией».

C другой стороны, при принятии законопроекта возникнут риски избыточного применения психиатрической или административной практики, чтобы ограничить свободу человека, что может привести к неприятным последствиям, отметил Власов.

По его словам, законопроект выводит на первый план важный вопрос о состоянии психиатрической службы в России: насколько качественно и ответственно специалисты сегодня могут диагностировать психические расстройства, наблюдать пациентов вне стен медучреждения, оказывая им необходимую медицинскую и социальную помощь.

Источник: Парламентская газета

Количество просмотров: 2