Норма об отложенном обслуживании льготных рецептов в аптеке утратила свою силу. Взамен Минздрав не предложил пациентам и аптекам новых правил.
Пока первые пытаются добиться внесения четких сроков в законодательство, аптеки продолжают работать по-старинке, опасаясь недовольства льготников.
Какие изменения произошли в отсроченном обслуживании рецептов
С 1 сентября перестал действовать п.12 приказа Министерства здравоохранения № 1093н от 24.11.2021 о правилах отпуска лекарственных препаратов аптечными организациями, который предусматривал отсроченное обслуживание льготных рецептов. По приказу льготника обязаны обеспечить препаратом в течение 1—10 рабочих дней, в зависимости от категории рецепта. Запись об обращении пациента аптека фиксировала в журнале отсроченного спроса.
Исполнительный директор Национальной фармпалаты Елена Неволина рассказала, каким образом эта норма утратила свою силу: «Действие этого пункта в 2021 году было согласовано Минздравом только на год. Его содержание не устроило членов рабочей группы по здравоохранению, которые сочли, что рецепт для льготных категорий граждан должен быть обеспечен в течение одного дня, безотлагательно. Врачи увидели угрозу терапии, если пациенты будут получать препараты в течение 10 дней».
Эту информацию «ФВ» подтвердил и сопредседатель Всероссийского союза пациентов (ВСП) Юрий Жулев. Организация 12 сентября направила обращение в Минздрав с просьбой разъяснить, каким образом будет фиксироваться факт обращения гражданина в аптеку с рецептом в случае невозможности его обеспечения. Кроме того, союз просит министерство уточнить, в какие сроки будет проходить обеспечение разных видов отсроченных рецептов. Пока союз не получил ответ, но не исключает, что для разрешения ситуации придется вносить изменения в приказ № 1093н.
Что грозит пациентам
На «горячую линию» ВСП с 1 сентября поступают звонки от пациентов, получивших отказ «в фиксации отсроченных рецептов». Среди них родители детей с диабетом, которые не смогли получить инсулин и не знают, когда препарат появится в аптеке. «Как фиксировать отсутствие препарата, информировать пациента о том, что препарат поступил, пока непонятно», — отметил Жулев.
Запрос в Минздрав с просьбой разъяснить, каким образом теперь регламентируется фиксация сроков обслуживания отсроченных льготных рецептов, направила и Всероссийская ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй!». Она также фиксирует звонки с жалобами пациентов на то, что аптеки отказываются регистрировать отложенные рецепты в журнале, рассказала президент ассоциации Ирина Боровова.
«Мы видим в этом совершенную непрозрачность для пациента, — прокомментировала она. — Он не видит эти сроки. Препарат может быть выписан сегодня, а человек, возможно, не пришел за ним в тот же день в аптеку. Момент фиксации обращения и отсутствия препарата крайне важны».
По словам Борововой, отмена ведения журнала приведет к тому, что пациенты не смогут доказать свой факт обращения в аптеку и отстоять в случае необходимости свои права в суде.
«Если мы говорим, что теперь все будет в цифровом формате, тогда надо сделать так, чтобы пациент видел в своей электронной истории болезни все эти шаги с указанием дат», — подчеркнула она.
Обязанность принять на отсроченное обслуживание рецепт в случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов установлена в Порядке предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, пояснили «ФВ» в пресс-службе Минздрава. Местные органы власти обязаны обеспечивать своевременное лечение пациента, в том числе предоставление необходимых лекарственных препаратов гражданам льготных категорий, считают в ведомстве.
Как поступили аптеки
Посыл рабочей группы по здравоохранению надо было отразить в пакете документов, обязывающих закупать препараты для льготных категорий граждан, считает Неволина. «Я неоднократно присутствовала на заседаниях группы и пыталась объяснить, что аптека не предмет этого приказа. Она никак не может повлиять на орган управления здравоохранением, чтобы ускорить процедуру закупки. Закупка регламентирована другими документами, в первую очередь 44-ФЗ», — объяснила эксперт.
Она полагает, что злоупотреблений со стороны аптек не может возникнуть, поскольку они не влияют на процедуру приобретения препаратов. Без контроля в этой ситуации могут оказаться лишь органы управления здравоохранением субъекта, ведь без учета они могут совершать закупки с нарушением сроков и вменить им будет нечего.
Проблема не коснется федеральных льготников, препараты для которых приобретаются централизованно, а каждый этап их движения строго фиксируется. «В основном это скажется на региональных льготниках, в ситуациях, когда препарат выписывают по торговому наименованию и ранее он не закупался», — полагает Неволина.
По ее мнению, полномочия по этому пункту — в частности, определения сроков обслуживания льготных рецептов — необходимо передать в органы управления здравоохранением субъектов.
«Аптека ни на что влиять здесь не может. Субъект должен объявить конкурс или закупить по внеконкурсным процедурам, выделить на это средства», — отмечает она.
Аптечные сети, опрошенные «ФВ», не спешат менять процедуру оформления отложенных рецептов. «Мы работаем в прежнем режиме и ждем разъяснений от Минздрава», — говорит руководитель пресс-службы АО «Губернские аптеки» Анатолий Патюков.
Ставить рецепты на отложенное обслуживание и фиксировать это в журнале продолжают и в сахалинском ГУ ОТП «Фармация». «Есть нормы, которые предписывают нам сохранять этот порядок обслуживания льготных категорий граждан, несмотря на отмену пункта в приказе № 1093н», — объяснила глава организации Инна Гребенева.
Источник: Фармацевтический вестник