Члены Общественного совета при Росздравнадзоре обсудили совершенствование законодательства об уголовной ответственности за ненадлежащее оказание медицинской помощи.
Тема декриминализации работы врачей в последние годы звучит особенно часто. Его поднимают и представители профессионального медицинского сообщества, и парламентарии. Согласно статистике, в 2022 году каждая третья жалоба пациентов приводила к уголовному преследованию медработников по ст.238 УК РФ за некачественное оказание медуслуг. При этом из 1860 уголовных дел до суда дошли 174, обвинения были предъявлены 193 медработникам, и только 19 из них смогли получить оправдательный приговор.
Вопросы уголовной ответственности медицинских работников за нарушения законодательства в сфере здравоохранения стали предметом обсуждения на заседании Общественного совета при Росздравнадзоре, прошедшем на площадке Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко.
Открывая заседание, заместитель главы Росздравнадзора Ирина Серёгина отметила, что в силу специфики профессиональной деятельности при оказании медицинской помощи врач вынужден действовать в ситуации неопределенности. Свой взгляд на проблематику представили профессор кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции Антонина Чупрова и доцент кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Арсений Бимбинов, поделившиеся с участниками встречи статистическими данными и аналитическими материалами из юридической практики. Руководитель территориального органа Росздравнадзора по Москве и Московской области Роман Курынин рассказал о проработке вопросов, связанных с медицинской деятельностью, в рамках межведомственного взаимодействия с органами ФСБ, СК, МВД.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов отметил, что в сложившейся правоприменительной практики складывается «презумпция вины врача». Это приводит к тому, что «врач боится пациента». Он также обратил внимание участников встречи на важность дальнейшего внедрения клинических рекомендаций. «Клинические рекомендации не являются основанием для уголовного преследования врачей. Они призваны повысить качество медицинской помощи, независимо от того, в каком отдаленном регионе страны человек получает лечение, и обеспечить преемственность терапии. Отказываться от клинреков как основы медицинской помощи нельзя, тем более, что это вряд ли повлияет на снижение количества уголовных дел в отношении медработников, – указывает эксперт. – Нужно искать другие механизмы совершенствования законодательства и разбираться с понятийным аппаратом, потому что сейчас врачебная ошибка идет рука об руку с ятрогениями и дефектами медицинской помощи, которые равнозначны халатности и недостаткам услуг».
Ян Власов также отметил отсутствие системных знаний в области медицинского права у медработников. «Мы видим несоответствие систем профобразования врача профстандартам, которые к нему предъявляются, в частности, в области медицинского права. Поэтому в рамках подготовки специалистов нужно больше времени уделять этим аспектам, возвратить в учебную программу деонтологию и врачебную этику», – считает он.
Участники совещания отметили, что поднятая тема актуальна и требует пристального внимания как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны общественности, а принцип медицинской этики «не навреди» должен работать и по отношению к пациентам, и по отношению к самим врачам.