Более 40% россиян вынуждены платить за услуги, которые положены им по программе государственных гарантий в рамках ОМС. Почему больницы стремятся взимать плату за услуги, и как действовать в этой ситуации пациентам, рассказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при Президенте РФ Ян Власов в эфире Общественного российского телевидения.
Полис ОМС дает право населению бесплатно получать определенный объем медицинских услуг, закрепленных в территориальной и базовой программах обязательного медицинского страхования. Однако государственные поликлиники предоставляют и платные услуги, расширяющие базовую программу. По данным Минздрава России, за 9 месяцев было получено 1097 жалоб на взимание денежных средств за оказанную медицинскую помощь, предусмотренную ОМС, тогда как по итогам 2022 года было зафиксировано 1635 обращений.
Как отмечает сопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при Президенте РФ Ян Власов, в последнее время «выдавливание» пациента в платную сферу услуг стало частой практикой, потому что за счет коммерческого направления больницы фактически решают проблему с заработной платой врачей. «Базовый оклад врача составляет сегодня около 20 000 рублей и финансируется за счет средств ОМС. Все надбавки, которые получает медперсонал, начисляются за счет доходов больницы. Чем больше платных услуг удается оказать, тем больше вероятность довести заработную плату врача хотя бы до минимально приемлемого размера, потому что врачу невозможно жить, содержать семью, обучаться и повышать квалификацию, имея средний доход в 37 тысяч рублей. Такую цифру мы получили в ходе прошлогоднего исследования», – комментирует он.
Однако закон № 326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ» гарантирует населению получение медпомощи бесплатно при наступлении страхового случая. Если медицинские показания становятся предметом для торга с пациентом, а положенные бесплатные услуги человеку пытаются «продать», необходимо обратиться в страховую компанию для решения вопроса. «Страховая компания должна защитить интересы пациента и своего клиента, подсказав ему алгоритм действий, как получить положенные услуги бесплатно, – объясняет Ян Власов. – Бывают случаи, когда человеку предлагается сменить медучреждение, но тем не менее, решение есть практически всегда, поэтому нужно не стесняться и звонить в страховую компанию с жалобами об оказании услуг вне тарифа и другими возникшими вопросами».
Напомним также, что по полису ОМС можно лечиться и в частной клинике, если она оказывает амбулаторно-поликлинические услуги и зарегистрирована в реестре территориального фонда обязательного медицинского страхования.