30.10.2023 Как увеличить рождаемость?

Вопросы сохранения и улучшения репродуктивной функции женщин занимают важное место в демографической политике страны и неразрывно связаны с повышением рождаемости.

В рамках дискуссии, прошедшей на базе Московского государственного гуманитарно-экономического университете, ведущие медицинские эксперты, представители органов власти и пациентских организаций, обсудили скрытые возможности системы здравоохранения и перспективы их использования для улучшения женского репродуктивного здоровья.

Открывая мероприятие, заместитель министра здравоохранения РФ Олег Салагай отметил, что вопрос репродукции и женского здоровья находится в фокусе внимания ведомства. Минздрав реализует целый ряд задач по укреплению женского здоровья. В частности, речь идёт о таких направлениях, как развитие медицинской профилактики, повышение доступности профилактических осмотров и охват профилактическими осмотрами, начиная с раннего возраста.

По данным экспертов, реализация мероприятий по активному выявлению нарушений женского здоровья на ранних стадиях поможет внести серьезный вклад в сохранение фертильности у женщин и даже увеличить рождаемость – дать дополнительно около 23 тысяч рожденных детей ежегодно, а также снизить экономический ущерб для страны в целом, который по оценкам специалистов составляет более 550 млрд руб. в год.

Значимый вклад в сохранение женского здоровья должна привносить диспансеризация, учитывая тот факт, что сегодня в рамках программы ОМС её может бесплатно пройти каждая женщина. Кроме того, акцент на раннем выявлении заболеваний репродуктивной системы сделан и в новой Национальной стратегии в интересах женщин, реализация которой стартовала в начале 2023 года. Так, до 2026 года Минздравом РФ предусмотрено увеличение охвата женщин и девочек профилактическим осмотром.

В то же время эксперты говорят о ряде системных недоработок, без устранения которых говорить об эффективности реализуемых мер в части охраны женского репродуктивного здоровья и повышения рождаемости не представляется возможным. Прежде всего, речь идёт о том, что осмотр гинеколога в рамках диспансеризации предусмотрен только для одной возрастной категории, а должен быть обязательным для всех возрастов. Также эксперты отмечают, что женское здоровье не выделено как отдельное направление для проведения диспансеризации, не говоря уже об углублённой диспансеризации пациенток, перенесших COVID-19. При этом для углубленной диспансеризации осмотр гинеколога также должен стать обязательной процедурой, чего нет в настоящий момент.

Кроме того, отмечается разобщенность специалистов в рамках проведения профилактических осмотров и диспансеризации. Так, по словам профессора Научно-исследовательского института акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта Анны Олиной,  специалисты на всех этапах профилактических осмотров и диспансеризации, когда женщина репродуктивного возраста попадает в их поле деятельности, должны задавать  вопросы про её репродуктивное здоровье и ориентировать пациентку на консультацию акушера-гинеколога. Сейчас же, как отметила спикер, акушеры-гинекологи, женские консультации находятся в слепой зоне: им не стекается информация ни по результатам диспансеризации, ни по результатам профилактических осмотров.

В частности, такое взаимодействие между специалистами помогло бы решить проблему мотивирования пациентов на посещение акушеров-гинекологов для раннего выявления и коррекции нарушений репродуктивного здоровья, а также для планирования беременности.

Участники дискуссии отметили, что диспансеризация должна быть направлена на то, чтобы своевременно выявлять те гинекологические заболевания, симптомом или предвестником которых могут быть нарушения менструальной функции. Во всём мире главным предиктором ненормальной деятельности репродуктивной системы является именно нарушение менструального цикла. Помочь в раннем выявлении гинекологических заболеваний, которые становятся причиной бесплодия, мог бы терапевт, включив в свой анамнестический опросник вопрос о регулярности менструального цикла пациентки.

«Очень хочется, чтобы терапевт задал женщине хотя бы один вопрос – насколько регулярен у нее менструальный цикл. И если она отвечает «нерегулярный, есть проблемы», дальше не надо спрашивать, надо её сориентировать на то, что она должна пойти к гинекологу», - говорит заведующая кафедрой акушерства и гинекологии Приволжского исследовательского медицинского университета Минздрава России, доктор медицинских наук Надежда Каткова.

На сегодняшний день ряд важных заболеваний, связанных с нарушением женского здоровья, не входят в перечень для диспансерного наблюдения. В частности, за бортом остаются эндометриоз и аномальные маточные кровотечения. Последние – одна из частых жалоб в гинекологической практике. Их частота составляет примерно 30% среди пациенток репродуктивного возраста и может достигать 70% в перименопаузальный период.

«Если мы упускаем аномальные маточные кровотечения у девочек, у которых только что установилась менструация, а они встречаются у каждой второй, то в репродуктивной клинике появляются нозологически очерченные заболевания, которые требуют от государства более серьёзных расходов, связанных с лечением бесплодия, невынашиванием беременности и прочих факторах. Не говоря уже о менопаузальном переходе, где серьёзно встаёт вопрос онкологических заболеваний», – говорит заведующая кафедрой акушерства и гинекологии Российской медицинской академии последипломного образования, профессор Наталья Подзолкова.

По мнению главного внештатного специалиста акушера-гинеколога Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, подполковника медицинской службы запаса, профессора Виталия Беженаря, если говорить о системном подходе к увеличению рождаемости, то необходимо выстроить совершенно другую модель организации медицинской помощи. В качестве примера она привёл «пилотный» проект многопрофильного репродуктивного центра в Санкт-Петербурге, который позволяет системно подходить к здоровью всей семьи.

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при Президенте РФ Ян Власов отметил, что тема повышения рождаемости более обширна, чем вопрос, связанный с нозологиями, поэтому она должна рассматриваться в контексте системы здравоохранения в целом. Так, он обозначил проблемы недостаточного кадрового обеспечения в акушерско-гинекологической службе с точки зрения качества и количества, а также внутригоспитальных инфекций в роддомах. Кроме того, говоря о женском здоровье, он подчеркнул необходимость сделать обязательным осмотр врачом-гинекологом в случае отсутствия такого в последний год при плановой госпитализации.

Другой важный вопрос, который был поднят участниками мероприятия, касался медицинских экономических стандартов на оказание гинекологической помощи.

«Стоимость первичного приёма врача акушера-гинеколога в нашей стране составляет 362 рубля, а если мы говорим о диспансеризации, то всего 121 рубль. На сегодняшний день это исключает возможность проведения полной, грамотной диспансеризации девочек и женщин репродуктивного возраста», – констатирует Наталья Ползолкова.

Участники дискуссии  сошлись во мнении, что проработки требует вопрос пересмотра тарифов на оказание помощи в рамках ОМС. Заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Светлана Кравчук отметила, что приоритетность задач, изменение ведения технологий, изменение организации помощи – это прерогатива врачебного сообщества, которую ФОМС готов будет поддержать, и рассмотреть, какие именно тарифы надо пересмотреть, какие виды и технологии нужно внедрить.

По итогам мероприятия участники экспертной дискуссии договорились направить свои предложения в органы власти для проработки и внедрения их в практику.

Источник: Медицинская газета

Количество просмотров: 1