Сопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при Президенте РФ Ян Власов принял участие в дискуссии о состоянии отечественного фармрынка в эфире телеканала РБК
Есть ли сегодня дефицит лекарственных препаратов в аптеках и адаптировались ли цепочки поставок к текущей ситуации в стране – в программе «День. Главное» обсудили директор центра структурных исследований Института Гайдара и РАНХиГС Алексей Веденеев, вице-президент по корпоративным связям и коммуникациям биотехнологической компании BIOCAD Алексей Торгов, председатель правления Ассоциации фармацевтических производителей ЕАЭС Алексей Кедрин и сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.
Отвечая на вопрос ведущих программы, повлияли ли санкции западных компаний на доступность лекарств на российском рынке, Ян Власов отметил: «Сказать, что санкции никак не повлияли на российский фармрынок нельзя, потому что ситуация с лекарственными препаратами у нас, действительно, изменилась. Но изменилась она, прежде всего, за счет логистики поставок – одно дело ввозить препараты из Европы, совсем другое – через ОАЭ, Китай, Индию и тд. Логистические проблемы повлияли на скорость доставки лекарств и, безусловно, их цену. Существуют ли сегодня какие-то невосполнимые проблемы? Надо сказать, что в последние 1,5 года отечественная фарминдустрия достаточно сильно напряглась и в итоге смогла удовлетворить рынок. У были проблемы с препаратами для лечения эпилепсии, сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний щитовидной железы, гормональными препаратами. Но Минздрав сделал определенный рывок в сторону оптимизации работы отечественных заводов, хотя еще недавно стоял вопрос о закрытии некоторых из них, например, на Дальнем Востоке и Сибири. Это создало бы дополнительные проблемы, но этот процесс вовремя остановили, заводы продолжают работать. Тех фармгиганты, которые взяли на себя всю нагрузку, связанную с выпуском лекарственных препаратов, мы можем только поддержать, потому что усилия, которые они прикладывают для того, чтобы обеспечить рынок, колоссальны. Другое дело, что мы не можем надеяться, что сделаем препараты полного цикла, хотя у нас есть такая несбыточная мечта. Что касается простых солей – пожалуйста, делаем. Но то, что касается новых биоаналоговых препаратов, препаратов с тяжелой химией, с тяжелой компонентными вопросами, то здесь нам еще долго нужно работать, чтобы восстановить ту базу, которая существовала в советское время, а сейчас отсутствует. Нет нормальной перерабатывающей базы, которая была при сельскохозяйственных структурах, мы вынуждены сегодня все проходить заново. Есть такое желание у Минздрава, Минпромторга, Минэконома, у компаний-исполнителей, но это не получится быстро».
На этой неделе в ходе заседания с членами правительства Президент РФ Владимир Путин выслушал доклад главы исполкома «Общероссийского народного фронта» Михаила Кузнецова, сообщившего о дефиците устройств непрерывного мониторинга глюкозы, после чего глава государства дал министру здравоохранения Михаилу Мурашко неделю, чтобы продумать меры по решению проблем, с которыми сталкиваются люди с сахарным диабетом.
«Я думаю, что это не какая-то одна проблема – здесь целый ряд вопросов, которые нужно отрегулировать, – прокомментровал Ян Власов. – Инсулин – это то, чем раньше всего начали заниматься наши фармкомпании, поэтому сказать, что есть недостаток инсулина, скорее, нельзя. То, что нужно грамотно распределять препараты в регионы – это да. Ведь конкуренция существует и на этом рынке. Мы давно говорим о том, что надо организовать госзаказ, в рамках которого каждой фармкомпании раздали то, что она должна для государства сделать, а не чтобы они конкурировали между собой за объемы, а потом возникали вопросы перераспределения средств и доставки препаратов в регионы».