Минфин России "концептуально не возражает", если врачам разрешат частную практику, легализовав такую деятельность выдачей лицензии.
Идея исходит от Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова. В минздраве она пока не обсуждалась, а эксперты, опрошенные "РГ", увидели в новации и плюсы, и риски.
Сейчас многие врачи, например, выйдя на пенсию, продолжают помогать своим пациентам, оставаясь в тени. Активные молодые врачи ведут медицинские блоги, параллельно предлагая врачебную помощь и набирая пациентов из числа подписчиков. То есть по факту частная лечебная практика в России есть. Статуса индивидуального предпринимателя у таких специалистов нет, получить лицензию невозможно, организовать частный кабинет для приема больных тоже, - рассказала на круглом столе общественный омбудсмен по вопросам защиты прав предпринимателей, использующих специальные налоговые режимы, Марина Блудян.
В результате врачи серьезно рискуют: медицинская деятельность без лицензии подпадает под уголовную статью с наказанием в виде штрафа (до 120 тысяч рублей) и даже лишения свободы на срок до трех лет.
Многие врачи сейчас рискуют, занимаясь частной практикой, поскольку она вне правового поля
При этом легализация частной медицинской практики была бы на руку и самим врачам, и их пациентам. "Какая разница между уколом, сделанным индивидуальным предпринимателем или самозанятым, при условии одинакового образования, навыков и обеспечения? Почему физическое лицо не может получить лицензию, работать "вбелую" и платить налоги?" - заявила во время дискуссии замруководителя экспертно-правовой службы Уполномоченного Наталья Рябова. Глава департамента налоговой политики минфина Данил Волков, в свою очередь, отметил, что его ведомство "концептуально не возражает" против возможности выдачи лицензий самозанятым, но только в том случае, если дадут добро профильные ведомства - прежде всего, минздрав.
"Выдача лицензий самозанятым - это в какой-то степени откат к прежним традициям. Государственная форма медицины появилась только в 20 веке. Так что все это эволюционные процессы, которые имеют право на жизнь, - сказал "РГ" сопредседатель Всероссийского Союза пациентов Ян Власов. - У нас врач является помощником государства в реализации права гражданина на получение медуслуг. Но оплата его труда не достаточна для нормальной жизни: более половины врачей вынуждены работать на 1,5 ставки, а каждый третий - больше чем на две ставки. Логично, что многие уходят в частную медицину. Но если уж разрешать такой вид деятельности, необходимо думать о соблюдении частнопрактикующими врачами принципов непрерывного медицинского образования, введении института СРО в медицине, когда компетентная комиссия оценивает квалификацию врача и возможность открытия частной практики".
Примерно такую же точку зрения изложил "РГ" и член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, доктор медицинских наук Алексей Старченко. По его мнению, врачи, работающие в медицинском учреждении, всегда находятся в подчиненном положении и вынуждены выполнять все распоряжения начальства. Кого-то это устраивает, но многие, особенно когда речь идет о профессионалах высокого уровня, хотели бы получить большую независимость. Самостоятельная практика (при условии, что будет принят четкий и прозрачный порядок лицензирования) даст им такую возможность.
Это действительно так, подтвердила "РГ" частнопрактикующий доктор. "Я работала в нескольких государственных медучреждениях и сменила несколько частных клиник. В поликлинике большая часть рабочего времени уходит на работу с документами, пациенты идут потоком, так что самому больному, если соблюдать график приема, мне не удавалось уделять столько внимания, сколько было нужно. Когда ушла из государственной медицины, эта проблема исчезла - в частных клиниках сетка приема намного просторнее. Но зато есть другие сложности. Так, практически во всех клиниках, где я работала, от нас требовали назначать пациентам как можно больше исследований, разумеется, за дополнительную плату - даже те, без которых можно было прекрасно обойтись. Слова "план по выручке" произносились на каждой планерке. Я не играла по правилам, и меня не увольняли только потому, что план по выручке я выполняла и без излишних назначений - просто потому, что пациенты ко мне шли, и у меня всегда была полная запись. Сейчас я на пенсии. Но многие мои пациенты по-прежнему лечатся у меня - консультирую по телефону, если нужно, прихожу на дом", - рассказала "РГ" на условиях анонимности врач-терапевт, кардиолог.
О "своем" докторе мечтают многие пациенты. Спрос есть. Но как обеспечить контроль за работой "частников"?
"Риски в медицинской деятельности есть всегда, вне зависимости от организационной формы работы врача, - отметил главный врач "Инвитро-Москва" Сергей Хомяков. - Врач, имеющий лицензию не на кабинет, а на себя, несет значительно большую ответственность, к нему потребители будут предъявлять повышенные требования. Это плюс, на мой взгляд".
Если врачебная частная практика станет легальной, это может создать конкуренцию коммерческим медучреждениям. Выиграет ли в результате пациент? По мнению научного руководителя сети клиник иммунореабилитации и превентивной медицины Grand Clinic Ольги Шуппо, такое решение может обернуться снижением качества медицинской помощи.
"Я категорически против решения о выдаче самозанятым лицензии на осуществление медицинской деятельности, - сказала "РГ" Ольга Шуппо. - Понятно, что государство нацелено пополнять бюджет налогами от доходов самозанятых. Но что касается медицины, то такое решение, скорее всего, обернется снижением качества предоставляемых услуг. При желании лицензии покупаются, сейчас есть все возможности для организации работы частным образом. Нельзя купить только уровень профессионализма и ответственности, который есть в частных и государственных медучреждениях, подготовки врачей, используемых препаратов, а также качество маршрутизации пациентов, контроль назначений, обработку обратной связи".
Тем не менее, ни для кого не секрет, что врачи многих специальностей подрабатывают частным образом. Многие косметологи, массажисты 1-2 дня в неделю ведут прием в клинике, а в другие дни - на дому. "Некоторые для такой работы закупают даже оборудование для аппаратной косметологии. Говорить о качестве услуги, а также защите прав пациентов в таком случае не приходится", - считает Ольга Шуппо.
"В переходе на самозанятость и в полной свободе нуждаются врачи далеко не всех специальностей, - отметила в разговоре с "РГ" медицинский директор "МК Доктор Рядом" Екатерина Кузина. - Работая в клинике, врач понимает, что его ответственность защищена. И это не считая других преимуществ работы в крупном медицинском учреждении - повышения образования, доступа к новым знаниям и технологиям, социальной защиты. Не менее актуально сейчас двигаться в сторону предоставления большей свободы врачам при предоставлении консультационных услуг в формате телемедицины. Это повысит доступность медицинских услуг, консультаций узкопрофильных врачей для отдаленных территорий - поможет решить ключевые задачи здравоохранения".
По мнению Сергея Хомякова, все будет зависеть от изменений, которые будут внесены в законодательство. "На сегодняшний день работает участковый принцип оказания медицинской помощи, в рамках которого возможны визиты врача на дом. Врач-терапевт и педиатр вполне могут сочетать работу в офисе и на дому. Врачи многих узких специальностей просто не могут оказывать помощь на дому, так как для проведения медицинских манипуляций требуются особые условия стерильности, сложная техника и прочее", - отметил эксперт.
Тем не менее, база для качественной лечебной работы даже вне стен лечебного учреждения сегодня есть - большинство необходимых анализов и инструментальных исследований можно выполнить, воспользовавшись услугами сетевых медицинских лабораторий и частных диагностических центров.
При этом ключевой вопрос: как контролировать качество работы частнопрактикующего врача и его профессиональный рост?
"За рубежом врач получает разрешение на открытие частной практики после нескольких лет работы в государственной клинике. Для этого он проходит повышение квалификации, комиссию, которая определяет его готовность к частной практике", - отмечает Ян Власов.
Возможно, считает эксперт, по такому же пути стоит пойти и у нас: обеспечить непрерывное медицинское образование, развивать институт СРО (саморегулируемых организаций) в медицине, когда компетентная комиссия оценивает квалификацию врача и возможность открытия частной практики.
"Врач учится всю жизнь, это должно быть его личной ответственностью. Чем более квалифицирован врач, тем больше у него пациентов, тем больше его доход соответственно. За рубежом уже есть хорошая практика контроля деятельности врача через ассоциации специалистов. В России пока этот институт не получил должного развития, но при изменении законодательства и лицензировании не помещения, а врача вполне вероятен рост активности медицинских ассоциаций", - заключил Сергей Хомяков.
Источник: Российская газета