Пациенты ожидают проблем из-за дефицита государственных средств
Общероссийская общественная организация инвалидов — больных рассеянным склерозом предупредила Минздрав, что в 2021 г. может возникнуть нехватка двух препаратов для лечения этого хронического аутоиммунного заболевания: натализумаба и окрелизумаба. VTimes ознакомились с содержанием документа, правильность его подтвердил автор письма и президент организации Ян Власов. VTimes попросили комментария Минздрава, в пресс-службе министерства подтвердили, что запрос получен. По оценкам организации, свыше 6000 больных могут недополучить жизненно важные лекарства.
Как объяснил VTimes сам Власов, у пациентского сообщества есть подозрения, что из-за дефицита средств в программе «14 высокозатратных нозологий» (ВЗН) апрельские и майские аукционы на поставку этих двух препаратов будут растянуты или не будут проведены вовсе. Это означает, что непрерывность лечения пациентов будет нарушена: вырастет число госпитализаций пациентов в условиях нехватки метилпреднизолона, нужного для купирования обострений.
По оценкам Всероссийского союза пациентов, совокупный дефицит бюджета, используемого для закупок препаратов по программе «14 ВЗН», составляет более 20 млрд руб., сказал Власов, сопредседатель этого союза. Пациенты с рассеянным склерозом — не первые, кто заговорил о нехватке препаратов для лечения инвалидизирующих заболеваний. Минздрав объявил тендеры лишь на половину нужного количества препаратов для лечения гемофилии типа А, писал «Коммерсантъ» в феврале. Больные рассеянным склерозом готовят письмо в правительство с просьбой вмешаться в ситуацию и выделить средства для решения проблемы.
Без лекарств — в инвалидное кресло
Натализумаб применяется для терапии высокоактивных форм рассеянного склероза, а окрелизумаб — единственный препарат для лечения пациентов с первично-прогрессирующим типом заболевания. Заменить эти препараты на аналоги, растянуть или отменить их прием нельзя — качество лечения резко снизится, вплоть до инвалидизации, объяснил VTimes директор института клинической неврологии Федерального центра мозга и нейротехнологий ФМБА Алексей Бойко.
Без рационально подобранной терапии уже через несколько лет пациенты из группы риска могут оказаться в инвалидном кресле, говорится и в письме, направленном в Минздрав.
С надеждой на инновации
Всего в России насчитывается 52 000 больных рассеянным склерозом. Порядка 3000 из них — новые пациенты, начавшие получать лечение после появления на рынке инновационного окрелизумаба, рассказал Власов.
По подсчетам пациентской организации, дефицит окрелизумаба в 2021 г. может составить более 7000 упаковок — половину годовой потребности. Согласно планам поставок, закупленного препарата хватит российским регионам до мая 2021 г., таким образом, более 3500 пациентов рискуют не получить терапию во второй половине года.
Дефицит натализумаба, по оценкам организации, составит 17 260 упаковок, что означает нехватку лечения для 2700 пациентов из 24 субъектов. В конце 2020 г. региональные объединения пациентов уже сообщали о вынужденном переводе лечения с натализумаба на другие международные непатентованные наименования из-за нехватки препарата. Бойко рассказал, что перебои с натализумабом и окрелизумабом есть и сейчас, наблюдаются по всей стране.
Между Землей и Венерой
Headway Company, занимающаяся мониторингом тендерных закупок в фармацевтической отрасли, проанализировала для VTimes аукционы на поставки натализумаба и окрелизумаба с начала года по конец марта.
Для натализумаба они исполнены на 97,84% по количеству упаковок, для окрелизумаба — на 99,24%. Однако, говорит Власов, препараты должны закупаться на год или на 15 месяцев, чтобы был переходящий остаток. Текущий формат закупок может лишить пациента лечения на два-три месяца. Средняя стоимость годового курса лечения каждым из препаратов — около 1 млн руб., знает Власов.
С нехваткой окрелизумаба может столкнуться 1831 пациент уже в первом полугодии 2021 г., рассчитала организация. Наиболее острая ситуация наблюдается в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Башкирии. На основе данных, полученных от региональных минздравов, производителей и поставщиков, в первом полугодии там имеют риски не получить лекарства 284, 104, 280 и 100 пациентов соответственно.
Алексей Бойко:
— Их [натализумаба и окрелизумаба] всегда не хватало, но то, что сейчас творится, — такого раньше никогда не было. Сейчас просто препарата, говорят, нет. Его вроде бы как заказывали, но он вроде как бы где-то затерялся между Землей и Венерой!
Директор института клинической неврологии Федерального центра мозга и нейротехнологий добавил в один ряд с натализумабом и окрелизумабом третий препарат — «Плегриди» (МНН: пэг-интерферон бета-1а).
Лекарство, которое пациент должен получать регулярно, как инсулин при диабете, время от времени просто исчезает, заключает он.
Источник: VTimes