В стране складывается система общественного контроля здравоохранения. Проблема гражданского контроля - одна из наиболее обсуждаемых в последнее время.
Особую значимость эта дискуссия имеет в здравоохранении. Основой гражданского контроля являются непрофессионалы, случайные люди, объединенные общими проблемами. И ценность этого ресурса состоит в том, что эти проблемы они знают изнутри и максимально мотивированы их решить.
Начиная с 2008 года большинство федеральных, а за ними и региональных властных структур заявили о создании общественных площадок. Наиболее распространенной формой стали советы. Многие руководители научились использовать советы, с одной стороны, направляя общественное мнение, а с другой, собирая информацию и привлекая общественных экспертов. Часто это повышало качество принимаемых решений и позволяло власти возвращать кредит доверия граждан.
Идея ужесточения контроля в здравоохранении продиктована недовольством существующей системой оказания медицинской услуги. Это показывает, что, во-первых, существующие формы контроля недостаточно эффективны и их надо усиливать. Во-вторых, что необходимо узаконить и развить общественную форму контроля, придав ему статус регулируемого государством инструмента контроля исполнения федеральных и региональных правовых актов.
За рубежом сектор негосударственных организаций (НГО) гораздо больше развит, чем в России. Те из них, кто занимается проблемами общественного здоровья и социальной помощью гражданам, имеющим проблемы со здоровьем, стоят на первом месте среди общественных организаций и составляют от 28% в США и до 36% в европейских странах от общего числа НГО. Они финансируются за счет различных государственных программ, а также организуемых государством аукционов, лотерей, массовых мероприятий. А также поддерживаются административно за счет льгот и поощрений как для самих НГО, так и для компаний-жертвователей. В итоге, получив как ресурсы, так и полномочия, НГО становится ответственной за все проблемы своей группы пациентов.
В России гражданское общество только ищет свои пути. Для придания большего веса своим инициативам медицинские общественные организации эволюционировали в Национальную медицинскую палату, а общества пациентов - во Всероссийский союз пациентов (ВСП).
Именно ВСП явился инициатором темы гражданского контроля в сфере здравоохранения, предложив его рабочую модель минздраву еще в 2011 году. К тому времени она уже существовала около 5 лет и была отработана Общероссийской общественной организацией инвалидов - больных рассеянным склерозом в 68 регионах на проблеме обеспечения пациентов, страдающих рассеянным склерозом, дорогостоящими лекарствами. Результаты оказались оптимистическими: количество диагностируемых на ранних стадиях пациентов выросло в 2,3 раза, число пациентов, получающих профильную терапию, выросло почти в 3,8 раза, а не получающих сократилось с 1500 человек до 300.
Фактически прототип системы гражданского контроля в сфере здравоохранения был опробован во всероссийском масштабе самим пациентским сообществом и предложен в качестве рабочей модели органам власти.
В настоящее время все составные части гражданского контроля в России есть: это активные НГО, советы при органах власти, координирующие общественные органы в лице Общественной палаты, некоторое количество финансовых средств - почти 1,5 млрд рублей, выделяемых правительством РФ в качестве грантов общественным организациям на поддержку социальных проектов. Не хватает только регламентирующей составляющей, которая собрала бы частицы паззла и сформировала единую картину. Ею может стать разрабатываемый Общественной палатой РФ законопроект «Об общественном контроле в Российской Федерации». Но его подготовка идет уже почти два года без видимого прогресса. Возможно, для старта системы было бы достаточно постановления правительства РФ, которое определило бы основные принципы и координирующие органы гражданского контроля.
Большим достижением можно считать и установление партнерских отношений между экспертными, пациентскими структурами и минздравом и Росздравнадзором. К сожалению, не все федеральные органы готовы на равных сотрудничать с представителями пациентского сообщества, более активной позиции хотелось бы от профильного Комитета Госдумы и Совета Федерации. Еще сложнее обстоят дела с органами власти в регионах: много формализма, недоверия, а то и игнорирования рекомендаций федерального центра.
Недавно закончил свою работу IV Всероссийский конгресс Союза пациентов, собравший представителей 42 ведущих российских НГО. Он призвал государственные органы содействовать формированию эффективной системы гражданского контроля в сфере здравоохранения.
Ян Власов, президент Общероссийской общественной организации инвалидов - больных рассеянным склерозом.
Источник