Отраслевые эксперты и специалисты ФАС солидарно решили, что передавать из центра в регионы закупку ЛС по программе «Семь нозологий» преступно рано
Полномочия по закупке дорогостоящих лекарств в рамках действующей в России с 2008 года госпрограммы «Семь нозологий» с 1 января 2014 года должны перейти от Минздрава России в ведение региональных органов государственной власти. Несмотря на то, что регионализация этих закупок была предусмотрена законом №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» и в момент принятия закона в 2011 году не находила явных противников, сейчас, за полгода до запуска, встретилась с жесткой критикой. Как со стороны пациентских сообществ, представляющих получателей льготных лекарств, так и со стороны госрегуляторов, отвечающих за прозрачность и конкурентность рынка.
Проблемам регионализации программы была посвящена совместная пресс‑конференция представителей пациентских организаций, ФАС и Минздрава РФ, в ходе которой было обнародовано открытое письмо Президенту и Правительству РФ с просьбой проанализировать все возможные риски в случае самостоятельной закупки регионами дорогостоящих ЛС.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев в ходе дискуссии прямо заявил, что Минздраву необходимо выступить с инициативой об отложении даты реформы, поскольку «речь идет о жизни пациентов и престиже государства».
По его словам, с прежним составом министерства этот вопрос дискутировался еще в 2009 году. А в 2011 году обсуждался проект закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» – и на тот момент Минздравсоцразвития считало, что к 2014 году все необходимые правовые и регуляторные механизмы будут подготовлены и появится возможность прийти с программой «Семь нозологий» в регионы. Однако, по мнению экспертов, трех лет для подготовки оказалось недостаточно.
Директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медизделий Минздрава России Сергей Разумов, в свою очередь, отметил, что большинство регионов уже подтвердило федеральному министерству свою готовность принять на себя такие полномочия. «Другое дело – здоровое сомнение между готовностью и возможностью, которое нас не покидает. Министерство подготовило шаги, которые направлены на то, чтобы нивелировать риски», – добавил чиновник. Минздрав уже начинает собирать заявки регионов по «Семи нозологиям» на 2014 год. А на 2013‑й – все регионы лекарствами обеспечены, заверил Разумов. Однако сразу оговорился, что сейчас Минздрав готовит последний тендер по дополнительным заявкам для вновь образовавшихся пациентов.
Оговорка, тем не менее, оказалась неслучайной, поскольку в бюджете 2012 года на реализацию федеральной программы Минздраву было выделено 52 млрд рублей. Однако по итогам полугодия дорогостоящих препаратов было закуплено всего лишь на 31 млрд рублей. А еще Сергей Разумов напомнил, что закупочные мероприятия в рамках «еще одного, вновь образовавшегося ФЗ о «Федеральной контрактной системе» (ФКС), которые планируются с 1 января, также невозможны без определения потребности регионов.
«С июля Минздрав будет собирать заявки со всех регионов. А если будут какие‑то проблемные регионы, мы готовы им помочь», – пообещал он, заметив, однако, что ведомство уже допустило недосмотр, поскольку не учло, что регионы все же имеют различные финансовые возможности и нормативы. И поэтому, чтобы не менять ФЗ №323, Минздравом в закон о ФКС было внесено понятие «коэффициент». «Мы разработали коэффициенты для каждого региона к этим нормативно‑финансовым затратам. Поэтому финансово регионы не справиться не могут», – уточнил Сергей Разумов. По его словам, ФКС подразумевает такую регламентацию закупок, «которая даже и не снилась ФЗ №94». «Не стоит вопрос о децентрализации закупок – стоит вопрос о законной передаче полномочий регионам. А это та же самая централизация. Закупки не будут осуществляться на уровне аптеки или больницы – они будут осуществляться на уровне органа исполнительной власти субъекта РФ, у которого своя система здравоохранения», – объяснил позицию федерального министерства Сергей Разумов.
На что сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов заметил, что 83 региона – это 83 разные модели здравоохранения. «А вот это и напрягает», – добавил общественник. Более того, по его мнению, регионализация создает новые проблемы, одной из которых может стать рост коррупции.
Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев разделил пессимистичную позицию пациентских сообществ. Да и в целом ФАС в последнее время все чаще выступает оппонентом Минздрава. «Но не потому что нам принципиально не нравится министерство, а потому что служба для министерства является источником информации, который позволяет вовремя предупредить и нивелировать риски, которые Минздрав не замечает», – признался Нижегородцев.
По его словам, проблема заключается в том, что количество внедренныхв систему здравоохранения денег растет, а удовлетворенность людей падает. И хотя в Минздраве утверждают, что регионы периодически дозакупают партии лекарств, причем по цене более низкой, чем была зафиксирована в рамках централизованной закупки министерством, антимонопольщики все же склонны называть это недобросовестной деятельностью.
Нижегородцев пояснил, что в рамках созданной рабочей группы при прокуратуре РФ, посвященной вопросам ценообразования, было установлено, что лекарства, которые на региональных торгах закупались в два раза дешевле своей стоимости, распространялись благодаря фирмам‑однодневкам. А сами ЛС, уже оплаченные ранее, были изъяты из централизованных закупок и снова предложены к продаже.
Но ключевым, по мнению ФАС, риском будет то, что авторами аукционов станут региональные компании‑дистрибьюторы, аффилированные с местными группами. «У нас много заявлений, касающихся того, что публичные компании из ТОП10, чьи акции торгуются на бирже, не могут попасть на региональные аукционы. Потому что там поставку ЛС связывают с услугами и тем самым ограничивают конкуренцию. При этом не происходит никакого снижения цены», – сетовал чиновник.
По логике ФАС, выходит, что для компаний‑производителей перенос закупки в регионы тоже окажется удобным, поскольку они всегда смогут переложить ответственность за ценовую политику на своих региональных партнеров. Такое уже практиковалось при прошлом составе Минздрава и, как утверждают в ФАС, подобные случаи приходилось регулировать путем прямых переговоров с производителями, объясняя им, что они доминируют на рынке. Однако у региональных властей нет ни доступа к международным рынкам, ни к московским представительствам крупных фармкомпаний. А значит, цены на препараты будут только расти, уверены в службе.
Проблема взаимозаменяемости препаратов в рамках программы «Семь нозологий», вокруг которой два ведомства на протяжении пяти последних лет вели дебаты, также не осталась без внимания. «Теперь, когда этот вопрос уйдет в регионы, органы управления здравоохранением будут утверждать, что дозировки препаратов невзаимозаменяемы, произойдет резкое сокращение участников торгов по стране, и цена ЛС снова пойдет вверх», – пояснил Нижегородцев. По его словам, этот вопрос не получится разрешить, поскольку не существует ни типовых контрактов, ни разъяснений со стороны Минздрава. Между тем, благодаря проделанной ранее работе в вопросе взаимозаменяемости ЛС, государству удалось сэкономить миллиарды рублей, отметил чиновник ФАС. Президент общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский, в свою очередь, и вовсе потребовал не отложить, а пересмотреть обсуждаемую норму.
Эксперты уверены, что количество аукционов возрастет соразмерно махинациям с бюджетными деньгами. А Юрий Жулев напомнил, что с начала 2013 года обеспечение препаратами граждан с ВИЧ‑инфекциями уже было передано в субъекты РФ, в результате чего во многих регионах до сих пор даже не проведены аукционы: «В 2014 году мы снова столкнемся с массовыми несостоявшимися аукционами. Фирмы, которые не заинтересованы доставлять препараты для нескольких человек, просто не будут выходить на аукцион. Процедуры по согласованию могут затянуться на несколько месяцев».
Пациентские организации по итогам встречи намерены направить открытое письмо всем заинтересованным адресатам с просьбой отложить до 2020 года вступление в силу регионализации программы «Семь нозологий».
В ФАС также посчитали, что обязаны сообщить о существующих неурегулированных рисках при регионализации программы «Семь нозологий» Правительству РФ, и подготовили наряду с пациентскими сообществами соответствующее письмо. В службе рассчитывают инициировать дополнительную дискуссию в Правительстве РФсовместно с экспертами, экономистами и участниками рынка относительно законности вывода программы в регионы при ее полной неподготовленности.
«А мы, свою очередь, готовы помогать Минздраву всеми силами – интеллектуально, физически, как угодно, потому что это – наша общая работа», – резюмировал Тимофей Нижегородцев.
ИСТОЧНИК