Больные рассеянным склерозом заявляют, что в следующем году они могут остаться без жизненно необходимых им лекарств: аукцион на закупку до сих пор не состоялся. Минздрав утверждает, что пациенты будут обеспечены необходимыми препаратами в срок. Эксперты опасаются «вброса» на рынок более дешевых лекарств.
Общероссийская общественная организация инвалидов – больных рассеянным склерозом (ОООИ-БРС) обратилась с открытым письмом к министру здравоохранения и социального развития Татьяне Голиковой с просьбой обеспечить их жизненно необходимым лекарством. Речь идет о препарате глатирамера ацетат, который больные рассеянным склерозом должны бесплатно получать по государственной программе семи ресурсозатратных заболеваний.
«На данный момент Минздравсоцразвития не обеспечило закупку на следующий год основного препарата для лечения этого тяжелого заболевания, – отмечается в письме. – Аукцион по закупке этого препарата был признан несостоявшимся, поскольку в результате объявления стартовой цены на 40% ниже, чем в прошлые годы, никто не принял в нем участия. Аукцион с объявлением рыночной цены препарата так и не был объявлен».
При этом на сегодняшний день в двух регионах России глатирамера ацетата уже нет, еще в 13 регионах запасы препарата на исходе и закончатся до конца декабря, в 41 регионе закупленного в прошлом году хватит до конца января 2012 года, отмечают они.
По словам президента ОООИ-БРС Яна Власова, подписавшего открытое письмо, оно последовало после того, как министерство оставило без ответа пять направленных в обычном порядке официальных обращений с просьбой разобраться в ситуации и сообщить о дате размещения заказа на поставку лекарства. «Не получают ответа и многочисленные запросы из регионов, – рассказал Власов «Газете.Ru». – Люди находятся в полной неизвестности, а министерство ограничивается устными заверениями, что все будет в порядке. И не сообщает ни причин срыва аукциона, ни сроков проведения нового».
В самом Минздравсоцразвития считают, что никаких проблем у пациентов в 2012 году не возникнет, «все закупки будут осуществлены в срок в соответствии с законодательством» и они «будут обеспечены в срок необходимыми лекарствами».
Что до несостоявшегося аукциона, то, как заявили в пресс-службе министерства, он «был объявлен по той цене, по которой происходили закупки этого препарата в регионах и исходя из данных о ценах, представленных экспертами». «Эта информация – основа для обоснования начальной максимальной цены аукциона. Процедура обоснования является обязательной по закону о закупках», – объясняют в министерстве. В настоящий момент, рассказали в пресс-службе, Минздравсоцразвития направило в ФАС запрос о формировании начальной цены по этому аукциону. «После того как ФАС представит официальный ответ министерству, конкурс будет объявлен. Это произойдет до конца 2011 года, – уточняют в пресс-службе. – Условия контракта – поставка препарата начиная с 2012 года, чтобы пациенты были обеспечены в срок необходимыми лекарствами».
Однако в общественной организации инвалидов сомневаются, что за оставшиеся до нового года две недели министерство проведет торги и обеспечит доставку препарата в регионы: на положенную по закону процедуру требуется не менее 45 дней.
Кроме того, в ОООИ-БРС опасаются, что на новом аукционе будет объявлена все та же заниженная на 40% цена, хотя совершенно не понимают ее происхождения.
«Этот препарат выпускает лишь одна фирма-производитель, а поступает он в Россию исключительно по бюджетным закупкам, – объяснил президент ОООИ-БРС. – Тем не менее министерство сравнивало закупочные цены с ценами в рознице». О том, что препарат попал в розницу, стало ясно из исследований ЦМИ «Фармэксперт», рассказал Власов. «При этом было обнаружено, что ряд препаратов просрочен, другие являются фальсификатом, а третьи каким-то образом изъяты из закупок, то есть сворованы, – рассказал Власов.
По словам руководителя департамента аналитических исследований и консалтинга ЦМИ «Фармэксперт» Николая Беспалова, изначально министерство обратилось в ЦМИ с просьбой проверить средние цены в рознице. «Мы сделали такую справку, однако, когда стали детально анализировать ситуацию, увидели, что продается препарат лишь в единичных аптеках, – рассказал Беспалов «Газете.Ru». – А также выяснили, что производитель препарата израильская компания Teva не экспортирует его в розницу».
В итоге «Фармэксперт» предположил существование «серых» поставок, которые не имеют никакого отношения к единственному производителю препарата – фирме Teva, говорит он.
«Лекарство могли выписывать на конкретного пациента, а потом передавать его для продажи в аптеку, – предположил Беспалов. – К сожалению, вокруг лечебных учреждений все завешено объявлениями о продаже лекарств по сниженным ценам. И с этим надо очень серьезно разбираться».
По словам Власова, как выявил Росздравнадзор, препараты в аптеки поставляли фирмы-однодневки, которые вскоре исчезали. Однако «вместо того чтобы исправить выяснившуюся ошибку, Минздравсоцразвития проводит аукцион, основываясь на этих данных», возмущается он.
По его мнению, сейчас по всей стране наблюдается демпинг на многие препараты из числа входящих в программу семи ресурсозатратных заболеваний. «Это системная акция по снижению цен, которые потом выставляются на аукционы», – убежден Власов. Опасения ОООИ-БРС разделяет и глава «Лиги защиты пациентов» Александр Саверский.
По мнению Саверского, в настоящий момент готовится почва для «вброса» на рынок некоего альтернативного препарата.
«Появится «черт из табакерки», без клинических испытаний и подтверждения безопасности, – считает эксперт. – По нашему законодательству биоаналоги могут регистрироваться без проведения клинических испытаний, хотя на Западе это не допускается: разная технология может давать разные по качеству и эффекту препараты».
Два года назад в России уже были скандалы с выведенным подобным путем на рынок препаратом ромбитал, который предложили больным рассеянным склерозом вместо проверенных бетаферона и экставила, напомнил Саверский. «Сейчас вместо применявшегося 10 лет эффективного американского препарата аванекс на рынок «проталкивается» в гораздо менее активный и грязный синавекс – препарат из Ирана, который само иранское правительство не закупает, так как считает его низкокачественным», – считает Власов. По мнению его коллеги Саверского, последние несколько лет в стране идет тенденция по замене оригинальных лекарственных средств на неизвестные – и больные зачастую просто отказываются от них, опасаясь побочных эффектов.
«Есть закон о закупках, и он исполняется, – прокомментировал опасения экспертов представитель пресс-службы Минздравсоцразвития Александр Власов. – В рамках этого закона аукцион выигрывает тот, кто подтверждает цену и качество». Что до возможности появления аналога глатирамера ацетата, то такая возможность также вписывается в рамки закона: на конкурс любой препарат выставляется под его международным непатентованным названием (проще говоря, его химическая формула).
Источник: Газета.Ру