Президент ОООИБРС, Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов принял участие в итоговом «Форуме Действий» Общероссийского народного фронта, подводящего итоги работы движения за три года и прошедшего 22 ноября 2016 года в Москве.
Участники Форума обсудили вопросы эффективности бюджетных расходов, реализацию указов и поручений лидера Общероссийского народного фронта, президента РФ Владимира Путина, а также выдвинули новые предложения по решению наиболее значимых проблем для граждан страны. Основными тематическими платформами стали: «Честная и эффективная экономика», «Социальная справедливость», «Общество и власть: прямой диалог», «Образование и культура как основы национальной идентичности», «Качество повседневной жизни», «Экология и защита леса», «За честные закупки».
Во время работы площадки «Социальная справедливость» состоялся доклад Яна Власова по доступности медицинской помощи в регионах страны. Он рассказывал о том, что в ходе специального опроса среди 36 тысяч человек был проведён мониторинг соответствия временных параметров, в которых была оказана помощь, тому, что заявлено в стандартах и порядках. Результаты опросов оказались достаточно удручающими.
Так получилось, что 25% пациентов в течение 2 часов не могут дождаться «неотложку», 48% ждут «экстренную скорую помощь» больше, чем положенные 20 минут. Упоминалась серьёзная нехватка количества бригад, плохое состояние дорог и трудный подъезд. Доступность участкового терапевта и попадание к нему на приём за время более, чем 1 календарные сутки составила порядка 30%, а примерно 40% людей, ищущих узкого специалиста, и вовсе не могут попасть к нему на приём в течение двух недель.
Освещалась доступность диагностического процесса, где наиболее примитивные исследования с помощь популярных медицинских аппаратов в 30% случаев оказываются в течении 2-ух недель, а наиболее дорогостоящие и сложные (МРТ, КТ) в 55% случаях ожидаются месяц и более. Не удивительно, что в связи с этим 75% населения считает, что медицинская помощь не улучшается, а треть из них и вовсе считает, что только деградирует. Что же до вопроса оптимизации, то 82% опрошенных утверждает, что врачей в лечебных учреждениях не хватает.
Власов сделал чёткий акцент на том, что во многом происходящее связано с наличием неверных управленческих решений региональных органов управления здравоохранения, от которых и падает качество оказываемой населению медицинской помощи. Он отметил необходимым наличие вертикализации Министерства здравоохранения и тех регуляторных приказов, которые оно принимает. Ведь приказы федерального Минздрава должны не обсуждаться, а сразу же исполняться на местах. А на сегодняшний день Минздрав РФ имеет силу только на уровне федерального ведомства и ему элементарно не хватает сил и полномочий. Приказы, которые выпускает Минздрав РФ в регионах не исполняются и обрастают новыми приказами. А если более точно: исполняются не безакцептно, а с какими-то дополнительными условиями исходя из местных особенностей и местного понимания ситуации.
Например, есть приказ Минздрава РФ от 2012 года, в соответствии с которым при наличии хронического болевого синдрома, даже при необходимости наркотических анальгетиков, врач любой специальности без каких-либо дополнительных консультаций, коллабораций и обращений к вышестоящему начальству даёт пациенту и его родственникам рецепт для беспрепятственного его получения в ближайшей аптеке. Но в регионах этот приказ чаще всего не исполняется и обрастает таким количеством дополнительных приказов, согласований, заседаний комиссий по наркотическим анальгетикам, которые придумывают органы регионального управления, что в итоге только 3% нуждающихся получают этот препарат без каких-либо проволочек. Даже в Москве на сей счёт имеется 17 дополнительных регуляторных актов для срабатывания такого простого приказа. Таким образом, исполняя их все, человек может получить необходимое обезболивающее минимум дней через пять, а болит-то у него сейчас.
Наряду с этим, Всероссийский союз пациентов и Московское региональное штаба ОНФ выступили инициаторами необходимости изменений в 44 ФЗ «О госзакупках» в части закупок лекарственных препаратов для пациентов, имеющих индивидуальную непереносимость или нуждающихся в них по жизненным показаниям. Дело в том, что в законе предусмотрена закупка вне конкурсных процедур, но установлен лимит 200 тысяч рублей, что с учётом нынешних цен и общей финансовой ситуации ничтожно мало. Инициативой стало повышение данного лимита до 500 тысяч рублей, что улучшило бы возможности экстренной закупки лекарственных препаратов для таких пациентов.