12 ноября 2019годав конференц-зале ФГБУЗ МСЧ №32 состоялся тренинг для медицинских работников г.Заречный Свердловской области, в рамках проекта «Право на здоровье. Основы бесконфликтного взаимодействия для пациентов и врачей городов ЗАТО» Всероссийского союза пациентов, поддержанного Фондом президентских грантов
Руководитель проекта - Сопредседатель Всероссийского союза пациентов, Председатель Комиссии по здравоохранению Общественного Совета ГК Росатом Власов Ян Владимирович.
Координатор проекта по работе с врачебным сообществом Песнева Ольга Вячеславовна отметила, что главной целью проекта является повышение уровня бесконфликтного и партнерского взаимодействия пациентов и врачей в городах присутствия ГК Росатом через освоение основ правовых знаний в сфере здравоохранения.
Исходя из поставленной цели семинар был поделен на 3 основных модуля, позволяющие в интерактивной форме:
На семинаре присутствовали врачи различных специальностей, заведующие отделениями, руководство больницы – 24 человека.
Особый интерес у медицинских работников вызвал модуль тренинга «Юридические аспекты деятельности врача».
Врачи внимательно изучили важные правила соблюдения юридической безопасности врача и пациента.
В ходе активного обсуждения темы «Врач- субъект правовых отношений: права, обязанности и ответственность» врачи приводили примеры из практики, совместно с ведущей тренинга Песневой О.В. разбирали различные ситуации с точки зрения юридических аспектов.
Врачи и особенно заведующие отделениями высказывали мнения о специфичности и возрастающему объему законов, регламентирующих порядок оказания медицинской помощи.
Медицинские работники отметили, что пациенты становятся более «юридически подкованными», чаще обращаются к юристам, в то же время у врачей есть недостаток этих знаний.
В связи с этим обучение юридическим основам медицинского права является очень важным и необходимым. Умение интерпретировать основные статьи существующих нормативных правовых актах в сфере охраны здоровья, особенно в части таких понятий, как небрежность медработника, халатность, медицинская ошибка, причинение вреда по неосторожности и их правовые последствия необходимо каждому сотруднику.
Одной из задач современных реформ в системе здравоохранения является замена патерналистской модели взаимодействия медицинского персонала с пациентом на партнерскую как наиболее эффективную.
Врачам было предложено изучить основы одной из популяризируемых сейчас программ, разработанной на основе методологии, пропагандируемой Международной ассоциацией по общению в медицине. Это научно-обоснованная и структурированная модель общения, так называемая Калгари-Кембриджская модель медицинской консультации, адаптирован для отечественных медицинских специалистов и их пациентов для решения многих актуальных проблем сегодняшней клинической практики в России
В ходе изучения модели пациент-ориентированной модели медицинской консультации и интерактивного изучения навыков эффективного взаимодействия врача и пациента ведущей Песневой О.В. отмечено, что анализ структуры жалоб пациентов эксплицирует следующее: «90% конфликтов возникает из-за неумения или нежелания врача объяснить пациенту или его близким информацию о состоянии здоровья»
Модуль «Пациентоориентированная модель консультирования пациента» направлен на приобретения врачом таких навыков как:
Тренер – психолог Бубнова Е.В. в ходе тренинга проработала с врачами приемы по решению наиболее острых проблем: разрешение конфликтных ситуаций и синдром эмоционального выгорания.
Разбирая различные ситуации из практики врачей были изучены основы конфликтологии, проанализированы суть конфликтных ситуаций в практике мед. работника и виды конфликтогенов, типы пациентов и врачей, их вклад в развитие конфликтных ситуаций.
Врачи были очень активны, все модули семинара прорабатывались в виде диалога. Большинство врачей было заинтересовано в получении новых юридических и психологических знаний в дальнейшем. Руководством больницы было высказано предложение по разработке специальной программы по применению обучающих практик повышения правовой грамотности врачей и пациентов и уровня бесконфликтного взаимодействия, направленные на снижение социальной напряженности в городах присутствия ГК Росатом.